Михайлова
Л.М., Михайлова Е.М.
Особенности управления благотворительным воспитательным проектом, на примере
управления СРОО АДФ проектом "Традиции празднования Нового года и
Рождества"
СРОО
АДФ, созданная 16 апреля 1993 года, никогда не занималась международной
деятельностью, но всегда работала и работает, реализуя свои уставные цели
в формате Центра воспитательных проектов. Мы разрабатываем и реализуем
воспитательные проекты. В конце 2005 - начале 2006 года был реализован
проект "Традиции празднования Нового года и Рождества", один
из благотворительных воспитательных проектов для детей-сирот ГОУ Школа-интернат
№2 г. Саратова.
Проект был задуман как волна любви и милосердия, которая омыла души всех
участников проекта, всех тех, кто пришёл в это время к детям-сиротам,
пришёл по зову своего сердца. Отдав благотворительной деятельности малую
толику времени и сил, мы, все, больше получили, чем отдали. В этом и есть
чудо благотворительности: отдать, ничего не прося взамен, значит сделать
себя самого богаче, богаче светом души и теплом сердца.
Проект был призван способствовать решению одной из наиболее актуальных
проблем воспитанников интернатных учреждений, а именно - социализации
детей-сирот.
Мы поставили чёткие, ясные и измеримые цели:
1. Создать ситуации общения для группы детей-сирот вне школы-интерната:
а) организованные СРОО АДФ мероприятия-экскурсии, необходимые для мотивации
создания детьми творческих работ;
б) организованные СРОО АДФ в сотрудничестве с другими организациями мероприятия-концерты,
необходимые для презентации детских творческих работ.
2. Инициировать создание детских творческих работ и способствовать их
презентации.
3. Организовать и провести Интернет-акцию, поздравлений детей-сирот, как
инновационную ситуацию общения, способствующую их социализации.
Полученные материальные свидетельства достижения целей: тексты Интернет
акции, творческие работы учащихся, фоторепортаж, а также имена всех участников
проекта с описанием их вклада в проект, находятся на сайте СРОО АДФ "Сотрудничество
и взаимопомощь" www.adf-sar.narod.ru.
Уже на этапе постановки целей возросла важность фактора комплексности.
Известно что, качество работы над проектом, выполняемой одной организацией,
отличается от работы, выполняемой командами, работающих в сотрудничестве
разных организаций. Если удаётся направить команды, состоящие из представителей
разных организаций и лиц, на достижение единой цели, то результаты оказываются
более существенными и инновационными. Производительность и качество труда
такой команды на порядок выше.
В проекте, воспитательное воздействие которого было направлено на группу
детей-сирот, на благотворительной основе сотрудничали организации и лица
с очень высоким воспитательным потенциалом: СОУНБ, СГМУ, СОУИ, ДТДиМ,
ДМШ №19, Русская классическая гимназия, КЦ Радуга, кинотеатр Пионер. В
Интернет акции принимали участие лидеры известных общественных организаций
Саратова, жители Саратова, Сибири, Чукотки и Франции.
Проект "Традиции празднования Нового года и Рождества" имеет
все обычные характеристики проекта, а именно: одноразовость замысла, ограничения
по срокам и финансам, ясные, измеримые, достижимые и реалистичные цели,
комплексность, инновация. Но, как воспитательный благотворительный проект,
осуществляемый самостоятельной общественной организацией, данный проект
имеет свои особенности матриц компетенций и матриц задания, полномочия
и ответственности:
1. Автор идеи и руководитель проекта, Председатель Правления, работал
в единственном числе и действовал самостоятельно, в соответствии с Уставом
и целями СРОО АДФ.
2. Проект не был инициирован извне, не являлся для СРОО АДФ инвестиционным,
был основан на волонтёрском труде и добровольном труде участников, а также
на благотворительной деятельности различных организаций.
3. Действие благотворительного воспитательного проекта было направлено
на детей-сирот, которые являлись конечными потребителями, не являясь при
этом заказчиками.
4. Координация внутренней и внешней коммуникации в проекте с учащимися
осуществлялась руководителем проекта от СРОО АДФ на основе договора "О
сотрудничестве" от 9 июня 2005 г. с ГОУ Школа-интернат №2 для детей-сирот
г. Саратова через координатора со стороны интерната.
5. Координация коммуникации между остальными участниками проекта физическими
и юридическими лицами осуществлялась руководителем проекта Председателем
Правления СРОО АДФ.
6. Подготовка и реализация подпроектов-презентаций проводилась в сотрудничестве,
на добровольной основе. Ответственность не была оформлена официально (в
договорах), а гарантировалась высоким нравственным уровнем участников
проекта. Каждый участник подпроекта безвозмездно предоставлял свои уже
имеющиеся ресурсы для реализации своего подпроекта (задания).
Очень важным этапом для СРОО АДФ в этом проекте с момента возникновения
идеи проекта был и оставался этап окончания проекта и сохранения опыта.
Работа по сохранению опыта велась на протяжении всего проекта.
Каждый шаг-этап, решающий одну из задач проекта, становясь вехой проекта,
немедленно отражался на сайте организации. В настоящее время отчёт о проекте
состоит из 25 страниц.
Кроме текстов и фотографий на сайте размещена статья "Волна милосердия
или Очень хорошая традиция" с информацией о проекте, как благотворительном
и воспитательном. (Опубликовано в газете Торгово-промышленной палаты Саратовской
области "Деловая губерния" №4(61) от 24 марта 2006 года). Таким
образом, мы информировали всех участников и общественность не только о
содержании проекта, но и о его завершении.
В наши задачи не входил и не входит анализ работы созданной команды. Но
высокая оценка вклада участников была нами дана своевременно в официальных
письмах СРОО АДФ, направленных лично участникам проекта и вышестоящим
организациям города.
Чтобы сохранить опыт, полученный в результате управления данным воспитательным
благотворительным проектом, был сделан анализ особенностей управления,
что нашло отражение в данной статье. Надеемся, что не только СРОО АДФ
будет использовать полученный опыт в последующих проектах, но и все, ознакомившиеся
с нашим анализом-отчётом, смогут использовать наш опыт для организации
такого рода благотворительных воспитательных проектов.
Желательно в процессе и по окончании благотворительного воспитательного
проекта, использовать любую возможность для презентации его результатов
с целью привлечения всеобщего внимания к одной из проблем нашего общества,
в данном случае к проблеме воспитания детей-сирот и детей, оставленных
без попечения родителей. Например, ещё на этапе создания творческих работ,
10 января 2006 года в Москве, было сделано сообщение о проекте на Пятых
Международных педагогических чтениях Международного Центра Гуманной Педагогики.
Нельзя путать проблемы обучения, "взращивания" детей и проблемы
их воспитания. Государство выделяет средства на организацию жизни и обучение
детей-сирот. Да, их часто недостаточно, и в благоустройстве школ-интернатов
и детских домов участвуют дополнительно своими средствами многие организации
и физические лица.
Но обеспечить детей всем необходимым для их жизнедеятельности вовсе не
значит сделать их хорошо воспитанными и социально адаптированными, этого
не нужно доказывать, об этом знают все. Все знают, сколько средств тратят
в семьях ради хорошего воспитания детей.
Семейные праздники и традиции, посещения музеев, кино, цирка, театров,
экскурсии по родному городу, отдых и путешествия в разные страны, дополнительные
занятия в студиях и специальных школах, покупка дорогостоящей аппаратуры
и компьютеров, дополнительное обучение информационным технологиям и иностранным
языкам… всего не перечислишь. В каждой семье эти расходы разные. Но главное
- это постоянное доброжелательное воспитательное воздействие семьи. А
когда семьи нет?
Забота о воспитании детей-сирот России должна стать общим делом гражданского
сообщества. Именно воспитание, воспитательное воздействие мы считаем главным
в заботе нашей организации об этой части нового поколения россиян.
Проект "Традиции празднования Нового года и Рождества" явился
попыткой помочь социализации детей сирот единственным имевшимся у созданного
нами сообщества средством, а именно - воспитательным воздействием.
Что должно быть результатом воспитательного воздействия проекта? Изменение
сознания участников проекта. Как увидеть это изменение? Очень трудно,
почти невозможно. Но чаще всего пытаются это сделать с помощью творческих
работ.
Поэтому мы приводим в заключении отрывок из сказки "Русский Новый
год Гарри Поттера", добавив, что сказка была сочинена уже после новогодних
каникул в конце января 2006 года. Мы не можем знать точно, а можем только
надеяться, что повлияли на сознание детей-сирот, показав им, что есть
добрые люди в Саратове, есть у них друзья, которые помогут в трудную минуту.
"…И вот последнее задание, которое нужно было выполнить без помощи
волшебных средств. Нужно было собрать наибольшее количество людей в хороводе
и обойти с песней "В лесу родилась ёлочка" вокруг ёлки. Гарри
Поттеру помогли его русские друзья из интерната №2. Они пришли сами и
привели всех своих друзей. И это был самый большой хоровод. Так Гарри
Поттер стал победителем, завоевал кубок Поволжья и выучил песенку "В
лесу родилась ёлочка".
Сокращения:
СОУНБ - Саратовская областная универсальная научная библиотека,
СГМУ - Саратовский государственный медицинский университет,
СОУИ - Саратовское областное училище искусств,
ДТДиМ - дом творчества детей и молодёжи
ДМШ №19 - детская музыкальная школа №19
КЦ Радуга - культурный центр Радуга
СРОО АДФ - Саратовская региональная общественная организация "Ассоциация
друзей Франции".
Схема
управления благотворительным воспитательным проектом
"Традиции празднования Нового года и Рождества"
Структурный
план
благотворительного воспитательного проекта
"Традиции празднования Нового года и Рождества"
|