Опыт работы Проекты Фотогалерея Контакт

Библиотека

Михайлова Л.М., Михайлова Е.М.
Особенности управления благотворительным воспитательным проектом, на примере управления СРОО АДФ проектом "Традиции празднования Нового года и Рождества"

СРОО АДФ, созданная 16 апреля 1993 года, никогда не занималась международной деятельностью, но всегда работала и работает, реализуя свои уставные цели в формате Центра воспитательных проектов. Мы разрабатываем и реализуем воспитательные проекты. В конце 2005 - начале 2006 года был реализован проект "Традиции празднования Нового года и Рождества", один из благотворительных воспитательных проектов для детей-сирот ГОУ Школа-интернат №2 г. Саратова.
Проект был задуман как волна любви и милосердия, которая омыла души всех участников проекта, всех тех, кто пришёл в это время к детям-сиротам, пришёл по зову своего сердца. Отдав благотворительной деятельности малую толику времени и сил, мы, все, больше получили, чем отдали. В этом и есть чудо благотворительности: отдать, ничего не прося взамен, значит сделать себя самого богаче, богаче светом души и теплом сердца.
Проект был призван способствовать решению одной из наиболее актуальных проблем воспитанников интернатных учреждений, а именно - социализации детей-сирот.
Мы поставили чёткие, ясные и измеримые цели:
1. Создать ситуации общения для группы детей-сирот вне школы-интерната:
а) организованные СРОО АДФ мероприятия-экскурсии, необходимые для мотивации создания детьми творческих работ;
б) организованные СРОО АДФ в сотрудничестве с другими организациями мероприятия-концерты, необходимые для презентации детских творческих работ.
2. Инициировать создание детских творческих работ и способствовать их презентации.
3. Организовать и провести Интернет-акцию, поздравлений детей-сирот, как инновационную ситуацию общения, способствующую их социализации.
Полученные материальные свидетельства достижения целей: тексты Интернет акции, творческие работы учащихся, фоторепортаж, а также имена всех участников проекта с описанием их вклада в проект, находятся на сайте СРОО АДФ "Сотрудничество и взаимопомощь" www.adf-sar.narod.ru.
Уже на этапе постановки целей возросла важность фактора комплексности.
Известно что, качество работы над проектом, выполняемой одной организацией, отличается от работы, выполняемой командами, работающих в сотрудничестве разных организаций. Если удаётся направить команды, состоящие из представителей разных организаций и лиц, на достижение единой цели, то результаты оказываются более существенными и инновационными. Производительность и качество труда такой команды на порядок выше.
В проекте, воспитательное воздействие которого было направлено на группу детей-сирот, на благотворительной основе сотрудничали организации и лица с очень высоким воспитательным потенциалом: СОУНБ, СГМУ, СОУИ, ДТДиМ, ДМШ №19, Русская классическая гимназия, КЦ Радуга, кинотеатр Пионер. В Интернет акции принимали участие лидеры известных общественных организаций Саратова, жители Саратова, Сибири, Чукотки и Франции.
Проект "Традиции празднования Нового года и Рождества" имеет все обычные характеристики проекта, а именно: одноразовость замысла, ограничения по срокам и финансам, ясные, измеримые, достижимые и реалистичные цели, комплексность, инновация. Но, как воспитательный благотворительный проект, осуществляемый самостоятельной общественной организацией, данный проект имеет свои особенности матриц компетенций и матриц задания, полномочия и ответственности:
1. Автор идеи и руководитель проекта, Председатель Правления, работал в единственном числе и действовал самостоятельно, в соответствии с Уставом и целями СРОО АДФ.
2. Проект не был инициирован извне, не являлся для СРОО АДФ инвестиционным, был основан на волонтёрском труде и добровольном труде участников, а также на благотворительной деятельности различных организаций.
3. Действие благотворительного воспитательного проекта было направлено на детей-сирот, которые являлись конечными потребителями, не являясь при этом заказчиками.
4. Координация внутренней и внешней коммуникации в проекте с учащимися осуществлялась руководителем проекта от СРОО АДФ на основе договора "О сотрудничестве" от 9 июня 2005 г. с ГОУ Школа-интернат №2 для детей-сирот г. Саратова через координатора со стороны интерната.
5. Координация коммуникации между остальными участниками проекта физическими и юридическими лицами осуществлялась руководителем проекта Председателем Правления СРОО АДФ.
6. Подготовка и реализация подпроектов-презентаций проводилась в сотрудничестве, на добровольной основе. Ответственность не была оформлена официально (в договорах), а гарантировалась высоким нравственным уровнем участников проекта. Каждый участник подпроекта безвозмездно предоставлял свои уже имеющиеся ресурсы для реализации своего подпроекта (задания).
Очень важным этапом для СРОО АДФ в этом проекте с момента возникновения идеи проекта был и оставался этап окончания проекта и сохранения опыта.
Работа по сохранению опыта велась на протяжении всего проекта.
Каждый шаг-этап, решающий одну из задач проекта, становясь вехой проекта, немедленно отражался на сайте организации. В настоящее время отчёт о проекте состоит из 25 страниц.
Кроме текстов и фотографий на сайте размещена статья "Волна милосердия или Очень хорошая традиция" с информацией о проекте, как благотворительном и воспитательном. (Опубликовано в газете Торгово-промышленной палаты Саратовской области "Деловая губерния" №4(61) от 24 марта 2006 года). Таким образом, мы информировали всех участников и общественность не только о содержании проекта, но и о его завершении.
В наши задачи не входил и не входит анализ работы созданной команды. Но высокая оценка вклада участников была нами дана своевременно в официальных письмах СРОО АДФ, направленных лично участникам проекта и вышестоящим организациям города.
Чтобы сохранить опыт, полученный в результате управления данным воспитательным благотворительным проектом, был сделан анализ особенностей управления, что нашло отражение в данной статье. Надеемся, что не только СРОО АДФ будет использовать полученный опыт в последующих проектах, но и все, ознакомившиеся с нашим анализом-отчётом, смогут использовать наш опыт для организации такого рода благотворительных воспитательных проектов.
Желательно в процессе и по окончании благотворительного воспитательного проекта, использовать любую возможность для презентации его результатов с целью привлечения всеобщего внимания к одной из проблем нашего общества, в данном случае к проблеме воспитания детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей. Например, ещё на этапе создания творческих работ, 10 января 2006 года в Москве, было сделано сообщение о проекте на Пятых Международных педагогических чтениях Международного Центра Гуманной Педагогики.
Нельзя путать проблемы обучения, "взращивания" детей и проблемы их воспитания. Государство выделяет средства на организацию жизни и обучение детей-сирот. Да, их часто недостаточно, и в благоустройстве школ-интернатов и детских домов участвуют дополнительно своими средствами многие организации и физические лица.
Но обеспечить детей всем необходимым для их жизнедеятельности вовсе не значит сделать их хорошо воспитанными и социально адаптированными, этого не нужно доказывать, об этом знают все. Все знают, сколько средств тратят в семьях ради хорошего воспитания детей.
Семейные праздники и традиции, посещения музеев, кино, цирка, театров, экскурсии по родному городу, отдых и путешествия в разные страны, дополнительные занятия в студиях и специальных школах, покупка дорогостоящей аппаратуры и компьютеров, дополнительное обучение информационным технологиям и иностранным языкам… всего не перечислишь. В каждой семье эти расходы разные. Но главное - это постоянное доброжелательное воспитательное воздействие семьи. А когда семьи нет?
Забота о воспитании детей-сирот России должна стать общим делом гражданского сообщества. Именно воспитание, воспитательное воздействие мы считаем главным в заботе нашей организации об этой части нового поколения россиян.
Проект "Традиции празднования Нового года и Рождества" явился попыткой помочь социализации детей сирот единственным имевшимся у созданного нами сообщества средством, а именно - воспитательным воздействием.
Что должно быть результатом воспитательного воздействия проекта? Изменение сознания участников проекта. Как увидеть это изменение? Очень трудно, почти невозможно. Но чаще всего пытаются это сделать с помощью творческих работ.
Поэтому мы приводим в заключении отрывок из сказки "Русский Новый год Гарри Поттера", добавив, что сказка была сочинена уже после новогодних каникул в конце января 2006 года. Мы не можем знать точно, а можем только надеяться, что повлияли на сознание детей-сирот, показав им, что есть добрые люди в Саратове, есть у них друзья, которые помогут в трудную минуту.
"…И вот последнее задание, которое нужно было выполнить без помощи волшебных средств. Нужно было собрать наибольшее количество людей в хороводе и обойти с песней "В лесу родилась ёлочка" вокруг ёлки. Гарри Поттеру помогли его русские друзья из интерната №2. Они пришли сами и привели всех своих друзей. И это был самый большой хоровод. Так Гарри Поттер стал победителем, завоевал кубок Поволжья и выучил песенку "В лесу родилась ёлочка".

Сокращения:
СОУНБ - Саратовская областная универсальная научная библиотека,
СГМУ - Саратовский государственный медицинский университет,
СОУИ - Саратовское областное училище искусств,
ДТДиМ - дом творчества детей и молодёжи
ДМШ №19 - детская музыкальная школа №19
КЦ Радуга - культурный центр Радуга
СРОО АДФ - Саратовская региональная общественная организация "Ассоциация друзей Франции".

Схема управления благотворительным воспитательным проектом
"Традиции празднования Нового года и Рождества"

Структурный план
благотворительного воспитательного проекта
"Традиции празднования Нового года и Рождества"

 

<< НазадНа главную >>
© 2006 Ассоциация друзей Франции
Благодарим за помощь кафедру информатики ПИ СГУ
Hosted by uCoz