Три
окна в иные миры…
О фильмах Дней франкоканадского кино в Саратове (30 марта - 2 апреля 2007
года).
Закончились фильмы
Дней франкоканадского кино. Фильмы из программы международного фестиваля
в Торонто, привезённые в Саратов с помощью посольства Канады в России.
Идёт обсуждение. Ведущий предлагает подумать и сказать, какой культуры
больше в просмотренных канадских фильмах - французской или английской?
Я чувствую, что вопрос не для меня: я не знаток ни той, ни другой культуры.
И вдруг сюрприз! Никто из присутствующих как и я не почувствовал никаких
"культур".
И тут я понимаю, что все три дня на просмотрах я совсем не думала о
стране, из которой были привезены фильмы. Я не видела в фильмах "иной
страны" - не заметила особых пейзажей, интерьеров, архитектуры
(Кстати, перевод студентами СГУ был сделан на "отлично"!)
Даже подбор актёров был таким, что, не зная, откуда фильм и какой национальности
актёры, можно было подумать, что играют наши, россияне.
Было ли это случайно или те, кто отбирал фильмы для фестиваля в Саратове,
действительно хотели показать, не наши различия, а то насколько мы похожи:
канадцы и большинство нашего населения - русские?
Что же происходило лично со мной в эти дни показа? Что заставляло прийти
снова?
Одной фразой можно было бы сказать так: мне показали не страну и её
проблемы, а новые миры, о которых я не знала. Поясню: я - человек (женщина),
живущий спокойной, размеренной жизнью, имеющий узкий профессиональный
и семейный круг общения. Как подавляющее большинство жителей планеты.
В любой из стран, будь то Канада, Франция или Россия, существуют люди,
для которых каждый из этих фильмов открывает неведомое.
Первый
фильм "C.R.A.Z.Y." (автор Жан-Марк Вале) о неравной
борьбе человека против своей гомосексуальной природы меня шокировал
и, особенно потому, что был очень хорошо сделан, совершенно не понравился
мне и я ушла не досмотрев - "захлопнула окно в непонравившийся
мне мир". Да, этот мир существует, но я не хочу знать подробности
о нём. И это моё право, не так ли?
Второй
фильм "Биологические часы" (автор Риккардо Троджи)
был настолько забавным, что смотрела я его не отрываясь на "одном
дыхании". Только не совсем понятно, почему он называется "Биологические
часы"?
В фильме показана совместная жизнь мужчин и женщин с точки зрения мужчин,
как особей биологического вида, живущего без особого напряжения ума
и фантазии.
Как вы понимаете, для меня это было как бы наблюдение за инопланетянами.
Я всегда догадывалась, что большинство мужчин именно такие (простейшие
одноклеточные), но вот так честно рассказать о себе не все решаются.
Получилось очень забавно…
Но, по своей сути, безусловно, этот фильм есть фильм-трагедия о несовместимости
во времени основных биологических видов планеты Земля - людей - мужчин
и женщин: то, что для большинства женщин - надолго, для мужчин длится
от минуты до… а вот тут всё у этих несчастных простейших, всё индивидуально
для каждого: как Бог на душу положит… совпадают по длительности мужчины
и женщины нечасто…
Самое сильное впечатление
произвёл третий фильм "В поисках художника"
(автор Софи Дераси).
Сложная детективная история:
- сгоревшая дотла мастерская, набитая дорогостоящими полотнами вошедшего
в моду художника-наркомана и извращенца, которого подставила развращённая
им девятнадцатилетняя любовница-танцовщица;
- крошечные рисунки-оригиналы, хранящиеся у больной СПИДом седой сестры
искомого художника, живущей в Париже;
- престарелая мать художника в вечернем платье с декольте, взывающая
к сыну бродя в лесу неподалёку от своей виллы;
- вечеринка "друзей" художника, на которой, раскрепостившись
вином, наркотиками и игрой в бутылочку они признаются друг другу в любви
и ненависти;
- выставка с презентацией "в стиле несуществующих полотен";
- и, наконец, полёт "в самое сердце наркомафии", где, как
догадывается зритель, и здравствует до сих пор тот, кто воровал чужие
картины и уничтожал свои шедевры…
Да, ещё забыла одну "душещипательную" подробность: поиски
художника ведёт его друг, который болен раком в последней стадии (и
который, кстати, прекрасно знает, где бывший художник находится).
Это - великолепный
фильм!!! Поражает безграничная фантазия авторов и мастерство, с которым
весь этот закрученный сюжет уложен в форму документального фильма-расследования
"на полном серьёзе" с бесконечными монологами, встречами и
крупными планами… Это окно в мир мастеров канадской кинематографии,
приглашающих к сотворчеству в иллюзии…
Большое
спасибо организаторам фестиваля
"Дни франкоканадского кино в Саратове",
и особая благодарность лично Василию Тихоновичу Клокову, профессору,
заведующему кафедрой романской филологии Саратовского Государственного
Университета имени Чернышевского за предоставленную возможность почувствовать
далёкую страну Канаду и её культуру, далёкую, но ставшую ближе и понятнее
в совместном творчестве канадских кинематографистов и благодарных саратовских
зрителей.
Михайлова Любовь
Михайловна - Президент СРОО АДФ (Amis de Saratov)