Опыт работы Проекты Фотогалерея Контакт

Библиотека

Ефимова Галина Викторовна,
Заслуженный учитель РФ
Матюшкина Татьяна Николаевна,
Почетный работник общего образования РФ

"Подготовка воспитанников детского дома к будущей самостоятельной жизни" (авторская программа)

Проблема социальной адаптации воспитанников учреждений интернатного типа особенна актуальна на современном этапе российской действительности, т.к. социально-экономическая обстановка, сложившаяся в период ломки общественного строя и перехода к рыночной экономике, затруднили решение многих проблем сиротства. Несмотря на законодательные акты, издаваемые государством в целях обеспечения социальных гарантий воспитанников учреждений государственной поддержки, положение этих детей остается крайне тяжелым; проблемы, связанные с процессом социальной адаптации этого контингента, актуализировавшиеся в последние годы, нуждается в скорейшем разрешении.
Истоки проблем затрудненной социальной адаптации воспитанников учреждений государственной поддержки заключается также в их личностных особенностях, в результате чего, выходя в самостоятельную жизнь, они повторяют судьбу своих родителей: попадают в криминальные структуры, страдают алкоголизмом, наркоманией, и токсикоманией, занимаются проституцией, имеют суицидальные наклонности. Существует печальная статистика, констатирующая факты определения в детский дом детей бывших воспитанников. Причины этого явления объясняются их неумением адаптироваться к социальной действительности, стать полноценными гражданами нашего общества.
Мы разделяем точку зрения исследователей О.И.Зотовой, И.К.Кряжевой.
Определяя социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности и социальной среды, приводящей к правильному соотношению целей и ценностей личности и группы; они отмечают, что адаптация происходит тогда, когда социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности, служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Н.К.Юдицева, А.И.Панов, Г.В.Семья, рассматривая социальную адаптацию с позиции постинтернатной адаптации выпускника учреждений государственной поддержки, подразумевают переход от социопатического варианта развития личности к позитивным формам социального приспособления, под которым имеется в виду:
- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
- позитивное отношение к людям;
- потребность в труде как средстве самореализации;
- активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе.
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию своего свободного времени в течении дня; и сочетает в себе различные виды деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников. Воспитательный процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту, каждый новый шаг -ступенька вверх в духовном, физическом и социальном становлении.

Раздел 1. Самоиндентификация нормы полоролевого поведения человека.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Знать свое имя, фамилию, братьев, сестер, других родственников; возраст, пол, части тела, функции организма. Кто я есть и кем я буду (мужчиной, женщиной).
7 - 10 лет - Тайна моего "я" мой автопортрет (умение видеть и понимать себя); внешний облик мальчика, девочки; индивидуальность человека как своеобразие отношений с миром; умение другого как данность.
11 - 16 лет - Возрастные этапы; взрослость и ее признаки. Изменения в организме в связи с началом полового созревания. Отличительная роль мужчины и женщины в обществе. Родословная. Корни семьи. Семейные роли человека: мать, отец, бабушка, дедушка и др. Значение каждого члена семьи для ее благополучия. Любовь как основа семейной жизни. Роль семьи в жизни человека. Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Женственность и мужественность.

Раздел 2. Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Правила и последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета; правила ухода за волосами; гигиена полости рта, тела, охрана зрения. Природа и здоровье человека. Одежда, ее назначение, уход за одеждой и обувью. Пользование предметами гигиенической помощи: носовой платок, салфетка, расческа, зубная щетка и др.
7 - 10 лет - Ежедневный уход за телом; утренний и вечерний туалет, уход за волосами, руками, лицом в течении дня. Зеркало как гигиенический помощник. Закаливание организма, занятия физической культурой, спортом. Режим дня, учебы, отдыха. Гигиена учебного труда. Соблюдение правил самоконтроля за правильной осанкой, походкой, позой. Аккуратность и чистота одежды, обуви; уход за ними.
11 - 16 лет - Личная гигиена подростков. Гигиена юноши и девушки. Правила ухода за кожей лица. Формирование индивидуального внешнего вида. Основы макияжа. Правила самоуправления организмом. Принципы и нормы здорового образа жизни юноши и девушки; медицинские и социальные последствия их несоблюдения. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование семьи. Закаливание организма. Занятия спортом. Основные сведения об инфекционных заболеваниях. Курение, алкоголизм, наркомания; их влияние на организм человека.

Раздел 3. Формирование умений и навыков труда.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Уметь играть в подвижные, сюжетно-ролевые игры. Знать и уметь пользоваться: радио, телевизором, магнитофоном, пылесосом. Открывать и запирать дверь. Кухня, ее назначение, кухонная посуда, ее назначение, правила ухода за посудой. Правила использования столовых приборов, уметь готовить чай, резать хлеб, овощи; самостоятельно делать простые салаты, знать из чего готовят различные блюда. Делать своими руками: аппликации из бумаги, картона, икебану, изделия из природного материала. Работать с карандашом, красками, пластилином, глиной, ножницами, иголкой, ниткой и т.д.
7 - 10 лет - Уметь играть в подвижные, интеллектуальные игры. Знать и уметь пользоваться утюгом, стиральной машиной, теркой, мясорубкой, электроплитой, холодильником, микроволновой печью. Правила стирки. Правила сервировки стола. Использование столовых приборов по назначению. Уметь готовить: блюда из картофеля, капусты, овощные салаты, варить компот, кисель. Делать своими руками: аппликации из ткани, соломки, мягкие игрушки, штопать, вязать. Работать простейшими инструментами, на ручной швейной машинке.
11 - 16 лет - Уметь играть в подвижные, спортивные, интеллектуальные игры. Умение пользоваться миксером, соковыжималкой, телефоном, фотоаппаратом. Участвуют в приготовлении праздничного стола, вечернего чаепития и др. Умеют готовить: супы, молочные блюда, блины, оладьи, запеканки,
консервировать овощи и фрукты, варить варенье, печь из дрожжевого теста, готовить кондитерские изделия. Делать своими руками изделия из дерева, игрушки для малышей, ремонт одежды, простейший ремонтные работы техники, жилища, шитье, вязание для себя. Работа с бытовой техникой.

Раздел 4. Этические нормы жизни как регулятор поведения человека.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Поведение за столом: умение пользоваться приборами, салфеткой. Поведение на улице, в помещении. Формы обращения с просьбой, выражения благодарности, приветствия, прощания. Различные обращения на "ты", "вы". Общение со сверстниками, старшими по возрасту, взрослыми. Приветливость в общении.
7 - 10 лет - Поведение в столовой (эстетика приема пищи, уборка посуды), в актовом зале, на концерте, в общественных местах (выставка, музей, парк, магазин, поликлиника и др.).
Поведение в школе, бережное отношение к книгам, одежде, имуществу. Культура чтения. Расширение сведений о формах обращения к старшим, сверстникам, незнакомым людям. Общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления, пожелания, просьба, умение сопереживать, спорить). Освоение товарищеских норм отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь, сочувствие); манеры поведения.
11 - 16 лет - Поведение в общественных местах (библиотека, почта, кафе, театр, в гостинице, на танцевальном вечере, на вокзале), в транспорте (автобус, трамвай, поезд, самолет).
Поведение в гостях, визиты с различной целью (к больному, в семью одноклассника, визит поздравления). Культура речи при общении лично, по телефону; речевой этикет как форма отношения к человеку; формирование привычки ориентироваться на другого. Знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Жест, мимика, тон, поза, походка, взгляд и т.д.Особенности поведения человека в разных сферах жизни и при разных социальных ролях. Совершенствование манер поведения.

Раздел 5. Общение с детьми и взрослыми.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Уступать друг другу, разговаривать спокойно, охотно выполнять просьбы, поручения взрослых, вместе пользоваться игрушками, иметь свое отношение к поступкам сверстников, оценивать свои поступки.
7 - 10 лет - Привычка быть приветливым, доброжелательным, неприятие грубой речи. Навыки общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.
11 - 16 лет - Отношения с близкими, незнакомыми людьми. Развитие коммуникативных качеств в процессе специально организованной деятельности. Открытость и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения. Терпимость по отношению к другим. Отношение к неприятностям, неудачам, невзгодам, горю и страданию. Виды общения (деловое, свободное, игровое, во время отдыха, праздничное и т.д.). Умение использовать различные формы общения (беседа, дисскусия). Умение избежать конфликта. Активное участие воспитанников в различных, специально организованных ситуациях (игра, труд учеба, праздник, досуг). Формирование интимно-личностных отношений (дружба, увлеченность, любовь).

Раздел 6. Природа и человек. Экологическая культура.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Жизнь леса, растений, поля. Жизнь животных. Природно-погодные условия жизни человека. Общение человека с природой: умение видеть и слышать природу, учиться воспринимать природу; наблюдение за явлениями природы.
7 - 10 лет - Умение воспринимать, беречь и создавать красоту природы. Уважение эстетических вкусов другого человека. Умение разводить костер, собирать ягоды, грибы. Правила поведения во время походов.
11 - 16 лет - Краеведение, фауна и флора места, где живет ребенок. Общение человека с природой. Отображение природы в искусстве. Неживая природа в культуре жизни: камни, песок, вода. Бережное отношение к природе рядом.

Раздел 7. Патриотическое воспитание. Отечество (Родина) - место где человек родился.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки.
3 - 6 лет - Понятие Родины. Край, город, село, улица, дом.
7 - 10 лет - Содержание понятия Родины: люди, язык, нравы, история, события, природа, традиции, привычки, мировоззрение.
11 - 16 лет - Знание Родины, ее людей, истории. Гордость за Родину.
Человек как патриот своей Родины. Труд на благо Родины. Сопереживание успехам и неуспехам Отечества.

Раздел 8. Правовое воспитание.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Неприкосновенность предметно-вещной собственности человека: не касаться, не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому. Уважительное отношение к общественной собственности. Духовная неприкосновенность человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность как норма культурного человека.
7 - 10 лет - Права и обязанности воспитанника. Государство по отношению к человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.
11 - 16 лет - Конституция России. Экономические, социальные и культурные права человека. Система правоохранительных органов. Уголовное право. Преступление. Правовая культура - важнейший элемент общей культуры человека.

Раздел 9. Правила ухода за жилым помещением, растениями, животными.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Убирать за собой игрушки, пользоваться веником, пылесосом. Уборка игрового и учебного уголка, подготовка места для сна. Освоение основных приемов по уходу за комнатными растениями, знакомство с домашними животными. Освоение основных правил по уходу за домашними животными.
7 - 10 лет - Твое рабочее место. Правила подготовки мест для учебной, трудовой, игровой деятельности и отдыха. Уборка жилого помещения. Средства по уходу за жилищем. Выращивание комнатных растений, выращивание рассады. Участие в озеленении территории. Уход за домашними животными.
11 - 16 лет - Участие в планировании, оформлении интерьера места проживания и деятельности. Уход за мебелью, подготовка жилища к зиме: утепление окон, дверей. Уход за ванной, раковиной, унитазом; правила использования моющий и чистящих средств; периодичность уборки; участие в ремонте. Работа в теплице, уход за деревьями, кустарниками, цветами.

Раздел 10. Знакомство с профессиями, профессиональная ориентация.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Участие в ролевых играх; чествование взрослых в день их профессионального праздника. Участие в работе по профессиональному краеведению (история ремесел, история трудовых династий, города, детского дома).
7 - 10 лет - Знакомство с профессиями: шофера, продавца, врача, строителя, швеи, почтальона, стеклодува, овощевода, животновода, печатника, повара.
11 - 16 лет - Познакомиться с работой промышленных, сельскохозяйственных предприятий; учреждениями начального профессионального образования.

Раздел 11. Финансово-денежные нормативы жизни.
Возраст - Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Через сюжетно-ролевые игры учить детей пользоваться деньгами, давать возможность самостоятельно покупать некоторые товары, продукты.
7 - 10 лет - Первоначальные представления о формах собственности. По поручению взрослых самостоятельно делать покупки. Деньги и труд. Способ зарабатывать деньги. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство как преступный способ добывания денег.
11 - 16 лет - Труд в домашнем хозяйстве. Эффективность ведения домашнего хозяйства. Планирование расходов. Анализ расходов. Источник денежных доходов в семье. От чего зависит экономическое благосостояние в семье.

Раздел 12. Основы безопасности жизнедеятельности.
3 - 6 лет - Основные источники опасности в помещении, на улице, в природе. Знать основные правила безопасного поведения. Знать название улицы, города; здания близлежащего окружения. Основные объекты города.
7 - 10 лет - Безопасный маршрут в школу, в спортивную секцию, музыкальную школу и др. Правила поведения при пожаре, других стихийных бедствиях. Ориентация на местности. Знать подробный адрес, ориентироваться в плане-схеме города.
11 - 16 лет - Знать правила поведения в экстремальных ситуациях. Уметь находить выход из сложных ситуаций (ссоры, драки, потеря, кража, нападение). Поведение в условиях вымогательства и шантажа. Мое "Я" как отдельный внутренний мир. Гармония и дисгармония моего "Я". Жизненная позиция "иметь", "быть", "творить".

ЛИТЕРАТУРА
1. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические и правовые аспекты. Л.П. Погребняк.
2. Административное управление воспитательным процессом. Н.П. Кузнецова, Е.В.Мейнер.
3. Основы коммуникации. Л.М.Шипицина, А.П.Воронова, О.В.Защеринская, Т.А.Нилова.
4 .Справочник заместителя директора по воспитательной работе. Л.В.Голубева, Г.П. Попова.
5. Организация деятельности образовательного учреждения при внедрении проекта "Школа здоровья" в детских домах и школах-интернатах. И.В.Кузнецова.
6. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися без попечения родителей. Рецензенты: П.В.Худоминский, Т.Т. Соколова.
7. Из опыта работы заместителя директора по воспитательной работе. В.В.Шумилова, Н.П.Кузнецова
8. Концепция воспитательной системы класса. Н.С.Бухтинова.
9. Воспитательная система класса. "Зажги свою звезду". Л.М.Михайлова.

 

<< Назад • На главную >>
© 2006 Ассоциация друзей Франции
Благодарим за помощь кафедру информатики ПИ СГУ
Hosted by uCoz