Ефимова
Галина Викторовна,
Заслуженный учитель РФ
Матюшкина
Татьяна Николаевна,
Почетный работник общего образования РФ
"Подготовка
воспитанников детского дома к будущей самостоятельной жизни" (авторская
программа)
Проблема социальной
адаптации воспитанников учреждений интернатного типа особенна актуальна
на современном этапе российской действительности, т.к. социально-экономическая
обстановка, сложившаяся в период ломки общественного строя и перехода
к рыночной экономике, затруднили решение многих проблем сиротства. Несмотря
на законодательные акты, издаваемые государством в целях обеспечения социальных
гарантий воспитанников учреждений государственной поддержки, положение
этих детей остается крайне тяжелым; проблемы, связанные с процессом социальной
адаптации этого контингента, актуализировавшиеся в последние годы, нуждается
в скорейшем разрешении.
Истоки проблем затрудненной социальной адаптации воспитанников учреждений
государственной поддержки заключается также в их личностных особенностях,
в результате чего, выходя в самостоятельную жизнь, они повторяют судьбу
своих родителей: попадают в криминальные структуры, страдают алкоголизмом,
наркоманией, и токсикоманией, занимаются проституцией, имеют суицидальные
наклонности. Существует печальная статистика, констатирующая факты определения
в детский дом детей бывших воспитанников. Причины этого явления объясняются
их неумением адаптироваться к социальной действительности, стать полноценными
гражданами нашего общества.
Мы разделяем точку зрения исследователей О.И.Зотовой, И.К.Кряжевой.
Определяя социально-психологическую адаптацию как взаимодействие личности
и социальной среды, приводящей к правильному соотношению целей и ценностей
личности и группы; они отмечают, что адаптация происходит тогда, когда
социальная среда способствует реализации потребностей и стремлений личности,
служит раскрытию и развитию ее индивидуальности. Н.К.Юдицева, А.И.Панов,
Г.В.Семья, рассматривая социальную адаптацию с позиции постинтернатной
адаптации выпускника учреждений государственной поддержки, подразумевают
переход от социопатического варианта развития личности к позитивным формам
социального приспособления, под которым имеется в виду:
- способность жить в социальном пространстве прав и обязанностей;
- позитивное отношение к людям;
- потребность в труде как средстве самореализации;
- активное и ответственное отношение к себе и своей судьбе.
Программа предусматривает различные формы организации воспитанников в
период пребывания в учреждении: занятия как специально организованную
форму обучения; нерегламентированные виды деятельности детей, организацию
своего свободного времени в течении дня; и сочетает в себе различные виды
деятельности с учетом возрастных особенностей воспитанников. Воспитательный
процесс выстраивается как логическое восхождение от возраста к возрасту,
каждый новый шаг -ступенька вверх в духовном, физическом и социальном
становлении.
Раздел
1. Самоиндентификация нормы полоролевого поведения человека.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Знать свое имя, фамилию, братьев, сестер, других родственников;
возраст, пол, части тела, функции организма. Кто я есть и кем я буду (мужчиной,
женщиной).
7 - 10 лет - Тайна моего "я" мой автопортрет (умение видеть
и понимать себя); внешний облик мальчика, девочки; индивидуальность человека
как своеобразие отношений с миром; умение другого как данность.
11 - 16 лет - Возрастные этапы; взрослость и ее признаки. Изменения в
организме в связи с началом полового созревания. Отличительная роль мужчины
и женщины в обществе. Родословная. Корни семьи. Семейные роли человека:
мать, отец, бабушка, дедушка и др. Значение каждого члена семьи для ее
благополучия. Любовь как основа семейной жизни. Роль семьи в жизни человека.
Нравственные основы взаимоотношений юношей и девушек. Женственность и
мужественность.
Раздел
2. Гигиена как условие сохранения здоровья и жизни.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Правила и последовательность выполнения утреннего и вечернего
туалета; правила ухода за волосами; гигиена полости рта, тела, охрана
зрения. Природа и здоровье человека. Одежда, ее назначение, уход за одеждой
и обувью. Пользование предметами гигиенической помощи: носовой платок,
салфетка, расческа, зубная щетка и др.
7 - 10 лет - Ежедневный уход за телом; утренний и вечерний туалет, уход
за волосами, руками, лицом в течении дня. Зеркало как гигиенический помощник.
Закаливание организма, занятия физической культурой, спортом. Режим дня,
учебы, отдыха. Гигиена учебного труда. Соблюдение правил самоконтроля
за правильной осанкой, походкой, позой. Аккуратность и чистота одежды,
обуви; уход за ними.
11 - 16 лет - Личная гигиена подростков. Гигиена юноши и девушки. Правила
ухода за кожей лица. Формирование индивидуального внешнего вида. Основы
макияжа. Правила самоуправления организмом. Принципы и нормы здорового
образа жизни юноши и девушки; медицинские и социальные последствия их
несоблюдения. Влияние состояния здоровья на выбор профессии и формирование
семьи. Закаливание организма. Занятия спортом. Основные сведения об инфекционных
заболеваниях. Курение, алкоголизм, наркомания; их влияние на организм
человека.
Раздел
3. Формирование умений и навыков труда.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Уметь играть в подвижные, сюжетно-ролевые игры. Знать и уметь
пользоваться: радио, телевизором, магнитофоном, пылесосом. Открывать и
запирать дверь. Кухня, ее назначение, кухонная посуда, ее назначение,
правила ухода за посудой. Правила использования столовых приборов, уметь
готовить чай, резать хлеб, овощи; самостоятельно делать простые салаты,
знать из чего готовят различные блюда. Делать своими руками: аппликации
из бумаги, картона, икебану, изделия из природного материала. Работать
с карандашом, красками, пластилином, глиной, ножницами, иголкой, ниткой
и т.д.
7 - 10 лет - Уметь играть в подвижные, интеллектуальные игры. Знать и
уметь пользоваться утюгом, стиральной машиной, теркой, мясорубкой, электроплитой,
холодильником, микроволновой печью. Правила стирки. Правила сервировки
стола. Использование столовых приборов по назначению. Уметь готовить:
блюда из картофеля, капусты, овощные салаты, варить компот, кисель. Делать
своими руками: аппликации из ткани, соломки, мягкие игрушки, штопать,
вязать. Работать простейшими инструментами, на ручной швейной машинке.
11 - 16 лет - Уметь играть в подвижные, спортивные, интеллектуальные игры.
Умение пользоваться миксером, соковыжималкой, телефоном, фотоаппаратом.
Участвуют в приготовлении праздничного стола, вечернего чаепития и др.
Умеют готовить: супы, молочные блюда, блины, оладьи, запеканки,
консервировать овощи и фрукты, варить варенье, печь из дрожжевого теста,
готовить кондитерские изделия. Делать своими руками изделия из дерева,
игрушки для малышей, ремонт одежды, простейший ремонтные работы техники,
жилища, шитье, вязание для себя. Работа с бытовой техникой.
Раздел
4. Этические нормы жизни как регулятор поведения человека.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Поведение за столом: умение пользоваться приборами, салфеткой.
Поведение на улице, в помещении. Формы обращения с просьбой, выражения
благодарности, приветствия, прощания. Различные обращения на "ты",
"вы". Общение со сверстниками, старшими по возрасту, взрослыми.
Приветливость в общении.
7 - 10 лет - Поведение в столовой (эстетика приема пищи, уборка посуды),
в актовом зале, на концерте, в общественных местах (выставка, музей, парк,
магазин, поликлиника и др.).
Поведение в школе, бережное отношение к книгам, одежде, имуществу. Культура
чтения. Расширение сведений о формах обращения к старшим, сверстникам,
незнакомым людям. Общие сведения о различных этикетных ситуациях (поздравления,
пожелания, просьба, умение сопереживать, спорить). Освоение товарищеских
норм отношений (забота друг о друге, выделение достоинств каждого, взаимопомощь,
сочувствие); манеры поведения.
11 - 16 лет - Поведение в общественных местах (библиотека, почта, кафе,
театр, в гостинице, на танцевальном вечере, на вокзале), в транспорте
(автобус, трамвай, поезд, самолет).
Поведение в гостях, визиты с различной целью (к больному, в семью одноклассника,
визит поздравления). Культура речи при общении лично, по телефону; речевой
этикет как форма отношения к человеку; формирование привычки ориентироваться
на другого. Знакомство, приятельство, товарищество, дружба. Жест, мимика,
тон, поза, походка, взгляд и т.д.Особенности поведения человека в разных
сферах жизни и при разных социальных ролях. Совершенствование манер поведения.
Раздел
5. Общение с детьми и взрослыми.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Уступать друг другу, разговаривать спокойно, охотно выполнять
просьбы, поручения взрослых, вместе пользоваться игрушками, иметь свое
отношение к поступкам сверстников, оценивать свои поступки.
7 - 10 лет - Привычка быть приветливым, доброжелательным, неприятие грубой
речи. Навыки общения с младшими, сверстниками, старшими детьми, взрослыми.
11 - 16 лет - Отношения с близкими, незнакомыми людьми. Развитие коммуникативных
качеств в процессе специально организованной деятельности. Открытость
и доброжелательность в союзе со сдержанностью и корректностью поведения.
Терпимость по отношению к другим. Отношение к неприятностям, неудачам,
невзгодам, горю и страданию. Виды общения (деловое, свободное, игровое,
во время отдыха, праздничное и т.д.). Умение использовать различные формы
общения (беседа, дисскусия). Умение избежать конфликта. Активное участие
воспитанников в различных, специально организованных ситуациях (игра,
труд учеба, праздник, досуг). Формирование интимно-личностных отношений
(дружба, увлеченность, любовь).
Раздел
6. Природа и человек. Экологическая культура.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Жизнь леса, растений, поля. Жизнь животных. Природно-погодные
условия жизни человека. Общение человека с природой: умение видеть и слышать
природу, учиться воспринимать природу; наблюдение за явлениями природы.
7 - 10 лет - Умение воспринимать, беречь и создавать красоту природы.
Уважение эстетических вкусов другого человека. Умение разводить костер,
собирать ягоды, грибы. Правила поведения во время походов.
11 - 16 лет - Краеведение, фауна и флора места, где живет ребенок. Общение
человека с природой. Отображение природы в искусстве. Неживая природа
в культуре жизни: камни, песок, вода. Бережное отношение к природе рядом.
Раздел
7. Патриотическое воспитание. Отечество (Родина) - место где человек родился.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки.
3 - 6 лет - Понятие Родины. Край, город, село, улица, дом.
7 - 10 лет - Содержание понятия Родины: люди, язык, нравы, история, события,
природа, традиции, привычки, мировоззрение.
11 - 16 лет - Знание Родины, ее людей, истории. Гордость за Родину.
Человек как патриот своей Родины. Труд на благо Родины. Сопереживание
успехам и неуспехам Отечества.
Раздел
8. Правовое воспитание.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Неприкосновенность предметно-вещной собственности человека:
не касаться, не использовать, не присваивать предмет, принадлежащий другому.
Уважительное отношение к общественной собственности. Духовная неприкосновенность
человека: внимательность, деликатность, чуткость, великодушие, такт. Честность
как норма культурного человека.
7 - 10 лет - Права и обязанности воспитанника. Государство по отношению
к человеку: регуляция, контроль, принуждение, забота, поощрение, наказание.
11 - 16 лет - Конституция России. Экономические, социальные и культурные
права человека. Система правоохранительных органов. Уголовное право. Преступление.
Правовая культура - важнейший элемент общей культуры человека.
Раздел
9. Правила ухода за жилым помещением, растениями, животными.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Убирать за собой игрушки, пользоваться веником, пылесосом.
Уборка игрового и учебного уголка, подготовка места для сна. Освоение
основных приемов по уходу за комнатными растениями, знакомство с домашними
животными. Освоение основных правил по уходу за домашними животными.
7 - 10 лет - Твое рабочее место. Правила подготовки мест для учебной,
трудовой, игровой деятельности и отдыха. Уборка жилого помещения. Средства
по уходу за жилищем. Выращивание комнатных растений, выращивание рассады.
Участие в озеленении территории. Уход за домашними животными.
11 - 16 лет - Участие в планировании, оформлении интерьера места проживания
и деятельности. Уход за мебелью, подготовка жилища к зиме: утепление окон,
дверей. Уход за ванной, раковиной, унитазом; правила использования моющий
и чистящих средств; периодичность уборки; участие в ремонте. Работа в
теплице, уход за деревьями, кустарниками, цветами.
Раздел
10. Знакомство с профессиями, профессиональная ориентация.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Участие в ролевых играх; чествование взрослых в день их профессионального
праздника. Участие в работе по профессиональному краеведению (история
ремесел, история трудовых династий, города, детского дома).
7 - 10 лет - Знакомство с профессиями: шофера, продавца, врача, строителя,
швеи, почтальона, стеклодува, овощевода, животновода, печатника, повара.
11 - 16 лет - Познакомиться с работой промышленных, сельскохозяйственных
предприятий; учреждениями начального профессионального образования.
Раздел
11. Финансово-денежные нормативы жизни.
Возраст
- Социальные знания, умения, навыки
3 - 6 лет - Через сюжетно-ролевые игры учить детей пользоваться деньгами,
давать возможность самостоятельно покупать некоторые товары, продукты.
7 - 10 лет - Первоначальные представления о формах собственности. По поручению
взрослых самостоятельно делать покупки. Деньги и труд. Способ зарабатывать
деньги. Попрошайничество как низкий способ приобретения денег. Воровство
как преступный способ добывания денег.
11 - 16 лет - Труд в домашнем хозяйстве. Эффективность ведения домашнего
хозяйства. Планирование расходов. Анализ расходов. Источник денежных доходов
в семье. От чего зависит экономическое благосостояние в семье.
Раздел
12. Основы безопасности жизнедеятельности.
3
- 6 лет - Основные источники опасности в помещении, на улице, в природе.
Знать основные правила безопасного поведения. Знать название улицы, города;
здания близлежащего окружения. Основные объекты города.
7 - 10 лет - Безопасный маршрут в школу, в спортивную секцию, музыкальную
школу и др. Правила поведения при пожаре, других стихийных бедствиях.
Ориентация на местности. Знать подробный адрес, ориентироваться в плане-схеме
города.
11 - 16 лет - Знать правила поведения в экстремальных ситуациях. Уметь
находить выход из сложных ситуаций (ссоры, драки, потеря, кража, нападение).
Поведение в условиях вымогательства и шантажа. Мое "Я" как отдельный
внутренний мир. Гармония и дисгармония моего "Я". Жизненная
позиция "иметь", "быть", "творить".
ЛИТЕРАТУРА
1. Управление образовательным учреждением: организационно-педагогические
и правовые аспекты. Л.П. Погребняк.
2. Административное управление воспитательным процессом. Н.П. Кузнецова,
Е.В.Мейнер.
3. Основы коммуникации. Л.М.Шипицина, А.П.Воронова, О.В.Защеринская, Т.А.Нилова.
4 .Справочник заместителя директора по воспитательной работе. Л.В.Голубева,
Г.П. Попова.
5. Организация деятельности образовательного учреждения при внедрении
проекта "Школа здоровья" в детских домах и школах-интернатах.
И.В.Кузнецова.
6. Организация и содержание работы с детьми-сиротами и детьми оставшимися
без попечения родителей. Рецензенты: П.В.Худоминский, Т.Т. Соколова.
7. Из опыта
работы заместителя директора по воспитательной работе. В.В.Шумилова, Н.П.Кузнецова
8. Концепция
воспитательной системы класса. Н.С.Бухтинова.
9. Воспитательная
система класса. "Зажги свою звезду". Л.М.Михайлова.
|