Опыт работы Проекты Фотогалерея Контакт

Библиотека

Ефимова Галина Викторовна - директор, Заслуженный учитель РФ
Матюшкина Татьяна Николаевна - заместитель директора
Почетный работник общего образования РФ

КОНЦЕПЦИЯ ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский дом № 2" г. Саратова

Детский дом - государственное образовательное учреждение интернатного типа, основной целью которого является создание модели учреждения, обеспечивающей максимально высокий уровень интеллектуального, личностного и физического развития детей, необходимую коррекцию отклонения в развитии, а также развитие индивидуальных способностей и наклонностей детей.
Актуальность данной концепции заключается в том, чтобы наметить ориентиры по созданию целостной системы личностно-ориентированного воспитания с последующим переходом к личностно-социальной системе воспитания, что закономерно возникает перед педагогическим коллективом и социумом.
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ работы ГОУ "Детский дом № 2" понимаемой как управление, развитие и сотрудничество, является процесс подготовки к жизни в обществе социально-адаптированную, овладевшую комплексом трудовых навыков и умений, нравственно и физически здоровую ЛИЧНОСТЬ.
Основными направлениями работы детского дома является формирование здоровой, развитой личности, что подразумевает постановку комплекса ЗАДАЧ:
- создание условий для полноценного физического и психического развития ребенка; осмысление ребенком ценности собственного здоровья;
- изучение интеллектуального, эмоционального, социального развития ребенка и учет этих данных в процессе учебной, продуктивной и игровой деятельности детей;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания;
- создание условий для естественного и эффективного развития и саморазвития ребенка, его личностного роста;
- использование разнообразных форм работы, в том числе введение дополнительных занятий, направленных на коррекцию психофизического развития каждого ребенка;
- правовое просвещение, профориентация и социальная адаптация воспитанников;
- создание широких возможностей для разнообразного общения детей в детском доме как со сверстниками, так и со взрослыми: создание особого стиля взаимоотношений взрослого с каждым ребенком;
- расширение возможностей для ознакомления с национальной культурой, художественным творчеством; использование художественных видов детской деятельности (конструирование, рисование, шитье, вязание и др.) в целях преодоления или ослабления недостатков психического и физического развития детей с проблемами интеллектуального развития.
Для успешной реализации поставленных задач детский дом работает и планирует расширять контакты с другими образовательными учреждениями высшей ступени, обеспечивающими научно-практический рост и развитие.

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЙ. Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
СРЕДОВЫЙ. Учет, использование в процессе воспитания социальной среды (семьи).
ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ. Учет в работе с детьми половозрастных, психофизических особенностей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ. Организация деятельности с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре; младших школьников -учении; учащихся основной школы общении; старшеклассников -учебно-профессиональной деятельности.
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЙ. Опора в воспитании на национальные традиции народа; его культуру.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ. Отбор содержания, форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЙ. Не только на специальных занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать воспитаннику в создании "Я - Концепции".
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ. Опора не только на сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
ОТНОШЕННЕЧЕСКИЙ. Разумное сочетание в воспитательной работе антиподов; коллективности-индивидуальности; традиции-новации; общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.

МЕТОЛОГИЧЕСКОЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОУ "ДЕТСКИЙ ДОМ № 2"
Выбор программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С. Выгодского, на психологических идеях А.Запорожца, Л.Н.Леонтьева, а также новейшие теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И.С.Якиманской, Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также ст.32 п.2, ст.14 п.5 Закона "Об образовании".

КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Принцип подбора кадров.
Осуществление нового подхода к воспитанию и обучению детей требует иного подхода к подбору кадров. Главные условия - профессиональная компетентность, способность к самоанализу, увлеченность, высокий культурный уровень, общительность и доброжелательность, гуманность.
Воспитатель должен отвечать следующим требованиям:
- любить ребенка;
- понимать ребенка;
- принимать его таким, каков он есть;
- сострадать ребенку;
- помогать ребенку.
2. Переподготовка кадров.
Переподготовка кадров и повышение их квалификации осуществляется на:
- курсах САР и ПРО;
- методических объединениях;
- на областных семинарах;
- на постоянно действующих семинарах, консультациях в ГОУ "Детский дом 3 2" в соответствии с годовым планом;
- курсах "Коррекции и развития" г.Москва, Институт повышения квалификации;
- самообразование каждого члена педагогического коллектива.

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое оснащение воспитательного процесса обеспечивается:
- пакетов диагностических методик;
-методической литературой по организации воспитательного процесса и изучения его эффективности;
- воспитательные программы:
а) Воспитание семьянина в условиях детского дома под ред. Г.И.Плясова;
б) Программа социального развития под ред А.П. Коломейченко;
в) Программа "Я - человек" под ред С.А. Козлова
;
г) Программа "Основы безопасности и жизнедеятельности детей"под ред.А.В.Усачева,А.М. Березина;
д) Программа "Основы здорового образа жизни" под ред.О.А.Иванова М.А.Павлова;
е) Программа "Навыки жизни" под ред. А.М. Соловова.

ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Воспитательная работа - это вся целостная система жизнедеятельности детского дома, направленная на коррекцию психического и физического здоровья воспитанников, создание условий для позитивного становления его самосознания и отношения с миром во всех областях жизнедеятельности.
Составляющими частями реабилитационного пространства в помещении детского дома являются :
- обстановка в доме ( организация жизни по типу семьи - наличие постоянного взрослого - социальной мамы);
- отдельная квартира для семейной группы ( общая гостиная, с телевизором, мягкой мебелью; спальни, где у каждого ребенка есть свой уголок; кухня-столовая, где есть электрическая плита, микроволновая печь, холодильник, где дети имеют возможность готовить различные блюда, пользоваться столовыми приборами; туалетные комнаты, где есть душевая кабина, стиральная машина, где дети приобретают навыки стирки, гражки личных вещей, их починка); дети в семье приобретают навыки пользования бытовыми приборами);
- режим жизни, как в большой семье, когда старшие дети уходят в школу, младшие остаются с социальной мамой, ходят на занятия к специалистам, выполняют трудовые поручения , дежурят , гуляют на участке детского дома;
- стиль отношений взрослых друг с другом и с детьми - доброжелательность,
отсутствие крика; создание условий, чтобы каждый ощутил себя членом большой дружной семьи, почувствовал ее поддержку, знал, что не останется один на один со своими проблемами.

СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ
Управление ГОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании", Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Конвенцией о правах ребенка, Уставом ГОУ на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих ценностей, охраны жизни и здоровья , свободного развития личности.
Управление воспитательным процессом осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и самоуправления коллектива. Детское самоуправление.

РЕСУРСНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ресурсное обеспечение предполагает создание бытовых условий, материально-техническое оснащение воспитательного процесса максимально удовлетворяющих потребности , возможности и способности ребенка, для его всестороннего развития. В детском доме имеются 4 семьи, оборудованные максимально приближенно к домашним условиям, оснащенные предметами быта, музыкальный и физкультурный залы, банно-прачечный комплекс с бассейном и сауной, творческая мастерская, музей детского дома, библиотека ( 5 800 экз книг),учебная комната, имеется автономная котельная и теплица, тренажерный зал, зал ЛФК. В настоящее время ведется строительство столярной мастерской.
Методический кабинет оснащен методической литературой, пособиями, учебными кассетами и дисками по направлениям воспитательно-образовательной работы. Реконструирован пищеблок, согласно современным требованиям. Медицинский блок оснащен современным оборудованием для проведения профилактических и лечебных процедур.

ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Свободная личность. Высокий уровень самосознания, гражданственности, самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности; свободный выбор содержания жизнедеятельности.
Гуманная личность. Милосердие, доброта, способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность, готовность оказать помощь, стремление к миру, понимание ценностей человеческой жизни.
Духовная личность. Потребность в познании и самопознании, в красоте, общении, в понятии смысла жизни, автономия внутреннего мира, цельность.
Творческая личность. Развитие способности, потребности в преобразующей деятельности, высокий уровень знаний, умений и навыков.
Практическая личность. Знание основ экономики, трудолюбие, хозяйственность. Здоровый образ жизни. Физическая закалка, эстетический вкус, обустройство дома, обеспечение благосостояния семьи.

МОДЕЛЬ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА
1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
- сформированное понимание (представление) о смысле жизни, идеале, счастье;
- наличие жизненных планов;
- активная профессиональная подготовка;
- стремление к материальному благополучию и готовность экономически самостоятельно себя обеспечить;
- желание создать крепкую, благополучную семью.
2. Мировоззрение и мироощущение:
- знание современной научной картины мира;
- мировоззренческая терпимость;
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм;
- правовая и политическая культура;
- социальный оптимизм;
- способность сделать правильный, нравственный, просоциальный выбор.
3. Интеллектуальное развитие:
- информационный кругозор; потребность применять знания на
практике; умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- критичность самосознания;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной
литературу4
- навыки самоорганизации;
4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- предприимчивость;
- самостоятельность;
5. Черты характера:
- сознательная дисциплинированность;
- обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
- стойкость, умение переносить трудности;
- честность, правдивость;
- порядочность;
- социально закаленный, стойкий к негативным воздействиям социальной среды;
- развитое чувство достоинства (самоуважение).
6. Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав и свобод и достоинств других людей;
- альтруистическая жизненная позиция - бескорыстная забота о других;
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- терпимость, уступчивость;
- умение постоять за себя.
7. Культура общения:
- сдержанность;
- тактичность;
- чувство меры в общении;
- владение культурой речи;
8. Здоровье и здоровый образ жизни:
- физическое развитие;
- стремление к физическому совершенству;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.
9. Отношение к семье, браку и любви:
- уважительное отношение к женщине, девушке;
- осознание ответственности за воспитание детей;
- отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору;
10 .Эстетическая культура:
- эстетический кругозор и эстетический вкус;
- развитое творческое начало;
- умение рисовать, петь, танцевать;
- умение одеваться со вкусом, со вкусом организовывать свой быт.
11. Отношение к природе:
- сформированная экологическая культура;
- готовность охранять и защищать флору и фауну.

 

<< Назад На главную >>
© 2006 Ассоциация друзей Франции
Благодарим за помощь кафедру информатики ПИ СГУ
Hosted by uCoz