Ефимова
Галина Викторовна
- директор, Заслуженный учитель РФ
Матюшкина
Татьяна Николаевна - заместитель директора
Почетный работник общего образования РФ
КОНЦЕПЦИЯ
ГОУ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей "Детский
дом № 2" г. Саратова
Детский дом - государственное
образовательное учреждение интернатного типа, основной целью которого
является создание модели учреждения, обеспечивающей максимально высокий
уровень интеллектуального, личностного и физического развития детей, необходимую
коррекцию отклонения в развитии, а также развитие индивидуальных способностей
и наклонностей детей.
Актуальность данной концепции заключается в том, чтобы наметить ориентиры
по созданию целостной системы личностно-ориентированного воспитания с
последующим переходом к личностно-социальной системе воспитания, что закономерно
возникает перед педагогическим коллективом и социумом.
ОСНОВНАЯ
ЦЕЛЬ работы ГОУ "Детский дом № 2" понимаемой как управление,
развитие и сотрудничество, является процесс подготовки к жизни в обществе
социально-адаптированную, овладевшую комплексом трудовых навыков и умений,
нравственно и физически здоровую ЛИЧНОСТЬ.
Основными направлениями
работы детского дома является формирование здоровой, развитой личности,
что подразумевает постановку комплекса ЗАДАЧ:
- создание условий для полноценного физического и психического развития
ребенка; осмысление ребенком ценности собственного здоровья;
- изучение интеллектуального, эмоционального, социального развития ребенка
и учет этих данных в процессе учебной, продуктивной и игровой деятельности
детей;
- внедрение новых технологий обучения и воспитания;
- создание условий для естественного и эффективного развития и саморазвития
ребенка, его личностного роста;
- использование разнообразных форм работы, в том числе введение дополнительных
занятий, направленных на коррекцию психофизического развития каждого ребенка;
- правовое просвещение, профориентация и социальная адаптация воспитанников;
- создание широких возможностей для разнообразного общения детей в детском
доме как со сверстниками, так и со взрослыми: создание особого стиля взаимоотношений
взрослого с каждым ребенком;
- расширение возможностей для ознакомления с национальной культурой, художественным
творчеством; использование художественных видов детской деятельности (конструирование,
рисование, шитье, вязание и др.) в целях преодоления или ослабления недостатков
психического и физического развития детей с проблемами интеллектуального
развития.
Для успешной реализации поставленных задач детский дом работает и планирует
расширять контакты с другими образовательными учреждениями высшей ступени,
обеспечивающими научно-практический рост и развитие.
ОСНОВНЫЕ
ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ
ЛИЧНОСТНЫЙ.
Признание личности развивающегося человека высшей социальной ценностью.
СРЕДОВЫЙ. Учет, использование в процессе
воспитания социальной среды (семьи).
ПРИРОДОСООБРАЗНЫЙ. Учет в работе с
детьми половозрастных, психофизических особенностей.
ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ. Организация деятельности
с детьми на основе ведущей для данного возраста: для дошкольников - игре;
младших школьников -учении; учащихся основной школы общении; старшеклассников
-учебно-профессиональной деятельности.
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЙ. Опора в воспитании
на национальные традиции народа; его культуру.
ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ. Отбор содержания,
форм, методов с учетом особенностей групп (семей) и каждого воспитанника.
ЧЕЛОВЕКОВЕДЧЕСКИЙ. Не только на специальных
занятиях, но и в повседневные игры, беседы и др. включать материалы, помогающие
детям понять себя, мотивы своего поведения, отношение к окружающим; помогать
воспитаннику в создании "Я - Концепции".
ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ. Опора не только на
сознание и поведение ребенка, но и на его чувства.
ОТНОШЕННЕЧЕСКИЙ. Разумное сочетание
в воспитательной работе антиподов; коллективности-индивидуальности; традиции-новации;
общения-обособления; поощрения-наказания; управления-самоуправления; воспитания-самовоспитания.
МЕТОЛОГИЧЕСКОЕ
И ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОГРАММНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГОУ "ДЕТСКИЙ
ДОМ № 2"
Выбор
программного обеспечения основывается на педагогическом наследии Л.С.
Выгодского, на психологических идеях А.Запорожца, Л.Н.Леонтьева, а также
новейшие теории личностно-ориентированного обучения и воспитания И.С.Якиманской,
Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, а также ст.32 п.2, ст.14 п.5 Закона
"Об образовании".
КАДРОВОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
1.Принцип подбора кадров.
Осуществление нового подхода к воспитанию и обучению детей требует иного
подхода к подбору кадров. Главные условия - профессиональная компетентность,
способность к самоанализу, увлеченность, высокий культурный уровень, общительность
и доброжелательность, гуманность.
Воспитатель должен отвечать следующим требованиям:
- любить ребенка;
- понимать ребенка;
- принимать его таким, каков он есть;
- сострадать ребенку;
- помогать ребенку.
2. Переподготовка кадров.
Переподготовка кадров и повышение их квалификации осуществляется на:
- курсах САР и ПРО;
- методических объединениях;
- на областных семинарах;
- на постоянно действующих семинарах, консультациях в ГОУ "Детский
дом 3 2" в соответствии с годовым планом;
- курсах "Коррекции и развития" г.Москва, Институт повышения
квалификации;
- самообразование каждого члена педагогического коллектива.
МЕТОДИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Методическое оснащение воспитательного процесса обеспечивается:
- пакетов диагностических методик;
-методической литературой по организации воспитательного процесса и изучения
его эффективности;
- воспитательные программы:
а) Воспитание семьянина в условиях детского дома под ред. Г.И.Плясова;
б) Программа социального развития под ред А.П. Коломейченко;
в) Программа "Я - человек" под ред С.А. Козлова;
г) Программа "Основы
безопасности и жизнедеятельности детей"под ред.А.В.Усачева,А.М. Березина;
д) Программа "Основы здорового образа жизни" под ред.О.А.Иванова
М.А.Павлова;
е) Программа "Навыки жизни" под ред. А.М. Соловова.
ОРГАНИЗАЦИОННОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Воспитательная
работа - это вся целостная система жизнедеятельности детского дома, направленная
на коррекцию психического и физического здоровья воспитанников, создание
условий для позитивного становления его самосознания и отношения с миром
во всех областях жизнедеятельности.
Составляющими частями реабилитационного пространства в помещении детского
дома являются :
- обстановка в доме ( организация жизни по типу семьи - наличие постоянного
взрослого - социальной мамы);
- отдельная квартира для семейной группы ( общая гостиная, с телевизором,
мягкой мебелью; спальни, где у каждого ребенка есть свой уголок; кухня-столовая,
где есть электрическая плита, микроволновая печь, холодильник, где дети
имеют возможность готовить различные блюда, пользоваться столовыми приборами;
туалетные комнаты, где есть душевая кабина, стиральная машина, где дети
приобретают навыки стирки, гражки личных вещей, их починка); дети в семье
приобретают навыки пользования бытовыми приборами);
- режим жизни, как в большой семье, когда старшие дети уходят в школу,
младшие остаются с социальной мамой, ходят на занятия к специалистам,
выполняют трудовые поручения , дежурят , гуляют на участке детского дома;
- стиль отношений взрослых друг с другом и с детьми - доброжелательность,
отсутствие крика; создание условий, чтобы каждый ощутил себя членом большой
дружной семьи, почувствовал ее поддержку, знал, что не останется один
на один со своими проблемами.
СИСТЕМА
УПРАВЛЕНИЯ
Управление
ГОУ осуществляется в соответствии с Законом РФ "Об образовании",
Типовым положением об образовательном учреждении для детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей, Конвенцией о правах ребенка, Уставом
ГОУ на принципах демократичности, открытости, приоритета общечеловеческих
ценностей, охраны жизни и здоровья , свободного развития личности.
Управление воспитательным процессом осуществляется на основе сочетания
принципов единоначалия и самоуправления коллектива. Детское самоуправление.
РЕСУРСНОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Ресурсное
обеспечение предполагает создание бытовых условий, материально-техническое
оснащение воспитательного процесса максимально удовлетворяющих потребности
, возможности и способности ребенка, для его всестороннего развития. В
детском доме имеются 4 семьи, оборудованные максимально приближенно к
домашним условиям, оснащенные предметами быта, музыкальный и физкультурный
залы, банно-прачечный комплекс с бассейном и сауной, творческая мастерская,
музей детского дома, библиотека ( 5 800 экз книг),учебная комната, имеется
автономная котельная и теплица, тренажерный зал, зал ЛФК. В настоящее
время ведется строительство столярной мастерской.
Методический кабинет оснащен методической литературой, пособиями, учебными
кассетами и дисками по направлениям воспитательно-образовательной работы.
Реконструирован пищеблок, согласно современным требованиям. Медицинский
блок оснащен современным оборудованием для проведения профилактических
и лечебных процедур.
ХАРАКТЕРОЛОГИЧЕСКИЕ
ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА
Свободная
личность. Высокий уровень самосознания, гражданственности,
самоуважения, самодисциплины, самостоятельности в принятии решений и ответственности;
свободный выбор содержания жизнедеятельности.
Гуманная личность. Милосердие, доброта,
способность к состраданию, сопереживанию, терпимость, доброжелательность,
готовность оказать помощь, стремление к миру, понимание ценностей человеческой
жизни.
Духовная личность. Потребность в познании
и самопознании, в красоте, общении, в понятии смысла жизни, автономия
внутреннего мира, цельность.
Творческая личность. Развитие способности, потребности в преобразующей
деятельности, высокий уровень знаний, умений и навыков.
Практическая личность. Знание основ
экономики, трудолюбие, хозяйственность. Здоровый образ жизни. Физическая
закалка, эстетический вкус, обустройство дома, обеспечение благосостояния
семьи.
МОДЕЛЬ
ЛИЧНОСТИ ВЫПУСКНИКА ДЕТСКОГО ДОМА
1. Осмысленность личной жизни, целеустремленность:
- сформированное понимание (представление) о смысле жизни, идеале, счастье;
- наличие жизненных планов;
- активная профессиональная подготовка;
- стремление к материальному благополучию и готовность экономически самостоятельно
себя обеспечить;
- желание создать крепкую, благополучную семью.
2. Мировоззрение и мироощущение:
- знание современной научной картины мира;
- мировоззренческая терпимость;
- понимание и принятие философии прав и свобод человека;
- патриотизм;
- правовая и политическая культура;
- социальный оптимизм;
- способность сделать правильный, нравственный, просоциальный выбор.
3. Интеллектуальное развитие:
- информационный кругозор; потребность применять знания на
практике; умение обобщать, анализировать, делать выводы;
- критичность самосознания;
- стремление к постоянному интеллектуальному саморазвитию;
- умение ориентироваться в справочной, художественной, научной
литературу4
- навыки самоорганизации;
4. Отношение к труду, деятельности, обязанностям:
- добросовестность;
- старательность;
- настойчивость;
- предприимчивость;
- самостоятельность;
5. Черты характера:
- сознательная дисциплинированность;
- обязательность;
- внутренняя свобода, независимость;
- стойкость, умение переносить трудности;
- честность, правдивость;
- порядочность;
- социально закаленный, стойкий к негативным воздействиям социальной среды;
- развитое чувство достоинства (самоуважение).
6. Отношение к окружающим:
- гуманность, уважение прав и свобод и достоинств других людей;
- альтруистическая жизненная позиция - бескорыстная забота о других;
- интерес к людям, общительность;
- доброжелательность, склонность к сотрудничеству;
- терпимость, уступчивость;
- умение постоять за себя.
7. Культура общения:
- сдержанность;
- тактичность;
- чувство меры в общении;
- владение культурой речи;
8. Здоровье и здоровый образ жизни:
- физическое развитие;
- стремление к физическому совершенству;
- отсутствие вредных привычек;
- знание и владение приемами и способами оздоровления своего организма.
9. Отношение к семье, браку и любви:
- уважительное отношение к женщине, девушке;
- осознание ответственности за воспитание детей;
- отношение к браку как к важнейшему жизненному выбору;
10 .Эстетическая культура:
- эстетический кругозор и эстетический вкус;
- развитое творческое начало;
- умение рисовать, петь, танцевать;
- умение одеваться со вкусом, со вкусом организовывать свой быт.
11. Отношение к природе:
- сформированная экологическая культура;
- готовность охранять и защищать флору и фауну.
|