Опыт работы Проекты Фотогалерея Контакт

Фотогалерея

Об особенностях благотворительного воспитательного проекта на примере проекта для детей-сирот школы-интерната №2 г. Саратова

Проект "Традиции Нового года и Рождества" - проект-действие. Он осуществлялся как ряд событий. Подбор участников был таков, что никому даже не приходило в голову обозначать особыми словами те отношения, которые возникали в ходе его реализации. Сейчас, когда проект уже завершён интересно поразмышлять над тем, как назвать то, что происходило в проекте, как назвать те отношения, в которые мы вступали друг с другом в ходе реализации проекта "Традиции Нового года и Рождества".
Мы творили добро, благо и в этом смысле проект - безусловно, благотворительный.
Итак, участники проекта:
СРОО АДФ, координатор и работники школы-интерната №2 для детей-сирот, учащиеся интерната, работники кинотеатра "Пионер", работники КЦ "Радуга", священник католического собора, участники Интернет-акции, работники СОУНБ, работники СГМУ, студенты СГМУ, учащиеся СОУИ, учителя и учащиеся Русской классической гимназии, преподаватели и учащиеся музыкальной школы №19, воспитанники Дома творчества детей и молодёжи.

Хотелось бы назвать всё произошедшее одним словом - благотворительность. Но благотворительностью теперь чаще принято называть безвозмездную реализацию доброго дела или передачу части средств, ресурсов кому-либо для реализации добрых дел, если это не является для организации обязательным, а совершается только по доброй воле. Исходя из этого понимания, мы не можем назвать благотворительностью деятельность ряда участников проекта.

Во-первых, участие КЦ Радуга и священника католического собора. Для них совершённое в проекте является их обычной, хотя и безвозмездной, деятельностью, на которой основаны обе организации. В данном случае мы просто использовали способ существования этих организаций в своих целях.

Являлось ли благотворительностью участие работников и учащихся интерната? Безусловно - нет. Для них это была возможность по- другому, по-новому, организовать свою работу (или свою жизнь).
То же самое можно сказать и об участии Русской классической гимназии, что не уничижает ни в коем случае благо выбора сбора и передачи в интернат одежды и игрушек как формы воспитательной работы.

Можно ли назвать благотворительностью участие в Интернет-акции и в концертах? Безусловно - да, потому, что все участники безвозмездно передали на реализацию проекта и своё время, и энергию, и часть средств, необходимых на подготовку, а часто такая подготовка исчисляется годами, если речь идёт о профессиональном образовании.

Как назвать деятельность остальных участников проекта: СРОО АДФ, работников СГМУ, СОУНБ и кинотеатра "Пионер"? По нашему мнению, здесь мы наблюдаем именно благотворительность, понимаемую, не только как безвозмездную реализацию доброго дела, но и как безвозмездную передачу средств и ресурсов для реализации доброго дела.
Участие работников вышеперечисленных организаций было основано на волонтёрской работе, то есть работа не была оплачена, хотя являлась иногда дополнительной работой к их основным обязанностям и могла бы быть выражена в денежном отношении. Кроме этого, СОУНБ и СГМУ безвозмездно предоставили свои помещения и аппаратуру для организации мероприятий, а СРОО АДФ выделила собственные средства для проведения Интернет-акции, оформления экспозиции проекта и других нужд проекта.

Как назвать отношения, в которые вступали участники проекта?
Можно ли их обозначить модным словом "партнёрство"?
Словосочетаний со словом "партнёрство" очень много, слово настолько многозначно, что мы можем очень легко ввести в заблуждение, назвав наши отношения партнёрскими.

Слово "партнёрство", прежде всего, ассоциируется с отношениями совершенно различных субъектов, объединяющихся по договорённости как несоединимые части в случае совпадения цели совместной деятельности.
Договоренности определяют выгоду и гарантии, которые получает в результате совместной деятельности партнёров каждая из сторон. Социальное партнёрство, как и партнёрство деловое, имеет в своём основании стремление получить выгоду или гарантии. Но, если в деловом партнёрстве участвуют отдельные субъекты: фирмы или люди, то в социальном - социальные группы.

В нашем проекте не было денежных отношений, не было заключено ни одного официального договора. Значит, участников нельзя назвать деловыми партнёрами. Наша деятельность имела общую цель, но участники проекта представляли организации разных форм собственности, в то же время все участники, физические лица (кроме детей-сирот) принадлежат к одной социальной группе по качеству жизни.

Возможно ли такие отношения назвать социальным партнёрством?
Оставим вопрос открытым. Главное, что все участники проекта были объединены благим делом, работали добровольно и, видимо, точнее нужно назвать отношения, которые возникли - объединением, сообществом, сотрудничеством, то есть словами, под которыми никто из говорящих на русском языке не заподозрит деятельность для извлечения материальной выгоды.

Вывод: наш проект является благотворительным проектом, реализация которого была основана на объединении усилий разных организаций и людей. Проект, реализованный в сотрудничестве, отразил наше общее желание и явился попыткой помочь детям сиротам единственным имевшимся у созданного нами сообщества средством, а именно - воспитательным воздействием.

Что должно быть результатом воспитательного воздействия проекта? Изменение сознания участников проекта. Как увидеть это изменение? Очень трудно, почти невозможно. Но чаще всего пытаются это сделать (или доказать, что результат есть) с помощью творческих работ, сделанных по ходу и в конце проекта. Поэтому мы сразу планировали серию творческих работ учащихся интерната и создавали условия для их выполнения. Мы не будем анализировать все творческие работы. Приведём лишь отрывок из сказки "Русский Новый год Гарри Поттера", добавив, что сказка была сочинена уже после каникул в конце января 2006 года. Мы не можем знать точно, а можем только надеяться, что повлияли на сознание этих детей, показав им, что есть добрые люди в Саратове, есть у них друзья, которые помогут в трудную минуту.

"…И вот последнее задание, которое нужно было выполнить без помощи волшебных средств. Нужно было собрать наибольшее количество людей в хороводе и обойти с песней "В лесу родилась ёлочка" вокруг ёлки. Гарри Поттеру помогли его русские друзья из интерната №2. Они пришли сами и привели всех своих друзей. И это был самый большой хоровод. Так Гарри Поттер стал победителем, завоевал кубок Поволжья и выучил песенку "В лесу родилась ёлочка".

Но если отвлечься от высокой цели воспитательного воздействия, то мы можем сказать, что для всех сторон результат выразился ещё и в чём-то материальном.
Для всех организаторов мероприятий явились ценностью сами мероприятия, которые вошли в копилку их педагогического опыта и были внесены в отчёты о воспитательной работе. СРОО АДФ в частности получила в свой архив творческие работы учащихся, тексты Интернет-акции, фото и видео репортажи, на основе которых сделаны 25 страниц на нашем сайте в Интернете, написана статья "Волна милосердия или Очень хорошая традиция", кроме этого о проекте было сделано сообщение на Пятых Международных педагогических чтениях Международного Центра Гуманной Педагогики.

В заключении хотелось бы немного рассказать об особенностях работы руководителя проекта в проектах подобных проекту "Традиции празднования Нового года и Рождества":
1. В подобных проектах часто не заключаются официальные договора, что объясняется отсутствием денежных отношений, но не только.
2. Заключение официальных договоров при отсутствии денежных отношений возможно, но чаще оно заменяется написанием официальных писем, согласовывающих ход проекта.
3. Заключение договора не заменит главного, что должно присутствовать в такого рода проектах - доверия к партнёру, уверенность в его надёжности, уверенность в совпадении целей и выборе средств их достижения.
4. Ведение официальной переписки руководителя проекта с представителями организаций-участников проекта - это обязательная часть работы руководителя подобного проекта, как и написание заключительных писем-благодарностей. Таким образом, мы получаем официальное подтверждение всем событиям проекта.
5. Желательно, после окончания подобного проекта, использовать любую возможность для презентации его результатов (статьи, выступления т.п.). Делается это не с целью извлечения какой либо выгоды для организаторов, а с целью привлечения всеобщего внимания к одной из проблем нашего общества, в данном случае к проблеме воспитания детей-сирот и детей, оставленных без попечения родителей.

Нельзя путать проблемы обучения, "взращивания" детей и проблемы их воспитания. Государство выделяет средства на организацию жизни и обучение детей-сирот. Да, их часто недостаточно, и в благоустройстве школ-интернатов и детских домов участвуют дополнительно своими средствами многие организации и физические лица.

Но обеспечить детей всем необходимым для их жизнедеятельности вовсе не значит сделать их хорошо воспитанными, этого не нужно доказывать, об этом знают все. Все знают, сколько средств тратят в семьях ради хорошего воспитания детей. Семейные праздники и традиции, посещения музеев, кино, цирка, театров, экскурсии по родному городу, отдых и путешествия в разные страны, дополнительные занятия в студиях и специальных школах, покупка дорогостоящей аппаратуры и компьютеров, дополнительное обучение информационным технологиям и иностранным языкам…всего не перечислишь. В каждой семье эти расходы разные. Но главное - это постоянное доброжелательное воспитательное воздействие семьи. А когда семьи нет?

Забота о воспитании детей-сирот России должна стать общим делом гражданского сообщества. Именно воспитание этих детей, а не удовлетворение их материальных потребностей, мы считаем главным в заботе нашей организации об этой части нового поколения россиян.

СРОО "Ассоциация друзей Франции" была создана в Саратове 16 апреля 1993 года. Так случилось, что наша организация никогда не занималась международной деятельностью, но всегда работала и работает, реализуя свои уставные цели в формате Центра воспитательных проектов. Мы уверены в том, что такая форма деятельности общественной организации как разработка и реализация воспитательных проектов нужна и способствует решению проблем создания гражданского общества в России.

Михайлова Любовь Михайловна - Председатель Правления СРОО "Ассоциация друзей Франции", автор и руководитель проекта "Традиции празднования Нового года и Рождества"


******************************************************************
1. Статья "Волна милосердия или Очень хорошая традиция" опубликована в газете СГ ТПП "Деловая губерния" №4(61) от 24 марта 2006 г. страница 10 "Третий сектор".

2. Сокращения:
СОУНБ - Саратовская областная универсальная научная библиотека,
СГМУ - Саратовский государственный медицинский университет,
СОУИ - Саратовское областное училище искусств,
СРОО АДФ - Саратовская региональная общественная организация "Ассоциация друзей Франции".

3. Имена всех участников проекта с описанием их вклада в проект находятся на сайте СРОО АДФ "Сотрудничество и взаимопомощь" www.adf-sar.narod.ru

<< НазадНа главную >>
© 2004-2007 Ассоциация друзей Франции
Благодарим за помощь кафедру информатики ПИ СГУ
Hosted by uCoz