|
Фотогалерея |
Об особенностях благотворительного воспитательного проекта на примере проекта для детей-сирот школы-интерната №2 г. Саратова Проект
"Традиции Нового года и Рождества" - проект-действие. Он осуществлялся
как ряд событий. Подбор участников был таков, что никому даже не приходило
в голову обозначать особыми словами те отношения, которые возникали в
ходе его реализации. Сейчас, когда проект уже завершён интересно поразмышлять
над тем, как назвать то, что происходило в проекте, как назвать те отношения,
в которые мы вступали друг с другом в ходе реализации проекта "Традиции
Нового года и Рождества". Хотелось бы назвать всё произошедшее одним словом - благотворительность. Но благотворительностью теперь чаще принято называть безвозмездную реализацию доброго дела или передачу части средств, ресурсов кому-либо для реализации добрых дел, если это не является для организации обязательным, а совершается только по доброй воле. Исходя из этого понимания, мы не можем назвать благотворительностью деятельность ряда участников проекта. Во-первых, участие КЦ Радуга и священника католического собора. Для них совершённое в проекте является их обычной, хотя и безвозмездной, деятельностью, на которой основаны обе организации. В данном случае мы просто использовали способ существования этих организаций в своих целях. Являлось
ли благотворительностью участие работников и учащихся интерната? Безусловно
- нет. Для них это была возможность по- другому, по-новому, организовать
свою работу (или свою жизнь). Можно ли назвать благотворительностью участие в Интернет-акции и в концертах? Безусловно - да, потому, что все участники безвозмездно передали на реализацию проекта и своё время, и энергию, и часть средств, необходимых на подготовку, а часто такая подготовка исчисляется годами, если речь идёт о профессиональном образовании. Как
назвать деятельность остальных участников проекта: СРОО АДФ, работников
СГМУ, СОУНБ и кинотеатра "Пионер"? По нашему мнению, здесь мы
наблюдаем именно благотворительность, понимаемую, не только как безвозмездную
реализацию доброго дела, но и как безвозмездную передачу средств и ресурсов
для реализации доброго дела. Как
назвать отношения, в которые вступали участники проекта? Слово
"партнёрство", прежде всего, ассоциируется с отношениями совершенно
различных субъектов, объединяющихся по договорённости как несоединимые
части в случае совпадения цели совместной деятельности. В нашем проекте не было денежных отношений, не было заключено ни одного официального договора. Значит, участников нельзя назвать деловыми партнёрами. Наша деятельность имела общую цель, но участники проекта представляли организации разных форм собственности, в то же время все участники, физические лица (кроме детей-сирот) принадлежат к одной социальной группе по качеству жизни. Возможно
ли такие отношения назвать социальным партнёрством? Вывод: наш проект является благотворительным проектом, реализация которого была основана на объединении усилий разных организаций и людей. Проект, реализованный в сотрудничестве, отразил наше общее желание и явился попыткой помочь детям сиротам единственным имевшимся у созданного нами сообщества средством, а именно - воспитательным воздействием. Что должно быть результатом воспитательного воздействия проекта? Изменение сознания участников проекта. Как увидеть это изменение? Очень трудно, почти невозможно. Но чаще всего пытаются это сделать (или доказать, что результат есть) с помощью творческих работ, сделанных по ходу и в конце проекта. Поэтому мы сразу планировали серию творческих работ учащихся интерната и создавали условия для их выполнения. Мы не будем анализировать все творческие работы. Приведём лишь отрывок из сказки "Русский Новый год Гарри Поттера", добавив, что сказка была сочинена уже после каникул в конце января 2006 года. Мы не можем знать точно, а можем только надеяться, что повлияли на сознание этих детей, показав им, что есть добрые люди в Саратове, есть у них друзья, которые помогут в трудную минуту. "…И вот последнее задание, которое нужно было выполнить без помощи волшебных средств. Нужно было собрать наибольшее количество людей в хороводе и обойти с песней "В лесу родилась ёлочка" вокруг ёлки. Гарри Поттеру помогли его русские друзья из интерната №2. Они пришли сами и привели всех своих друзей. И это был самый большой хоровод. Так Гарри Поттер стал победителем, завоевал кубок Поволжья и выучил песенку "В лесу родилась ёлочка". Но
если отвлечься от высокой цели воспитательного воздействия, то мы можем
сказать, что для всех сторон результат выразился ещё и в чём-то материальном. В
заключении хотелось бы немного рассказать об особенностях работы руководителя
проекта в проектах подобных проекту "Традиции празднования Нового
года и Рождества": Нельзя путать проблемы обучения, "взращивания" детей и проблемы их воспитания. Государство выделяет средства на организацию жизни и обучение детей-сирот. Да, их часто недостаточно, и в благоустройстве школ-интернатов и детских домов участвуют дополнительно своими средствами многие организации и физические лица. Но обеспечить детей всем необходимым для их жизнедеятельности вовсе не значит сделать их хорошо воспитанными, этого не нужно доказывать, об этом знают все. Все знают, сколько средств тратят в семьях ради хорошего воспитания детей. Семейные праздники и традиции, посещения музеев, кино, цирка, театров, экскурсии по родному городу, отдых и путешествия в разные страны, дополнительные занятия в студиях и специальных школах, покупка дорогостоящей аппаратуры и компьютеров, дополнительное обучение информационным технологиям и иностранным языкам…всего не перечислишь. В каждой семье эти расходы разные. Но главное - это постоянное доброжелательное воспитательное воздействие семьи. А когда семьи нет? Забота о воспитании детей-сирот России должна стать общим делом гражданского сообщества. Именно воспитание этих детей, а не удовлетворение их материальных потребностей, мы считаем главным в заботе нашей организации об этой части нового поколения россиян. СРОО "Ассоциация друзей Франции" была создана в Саратове 16 апреля 1993 года. Так случилось, что наша организация никогда не занималась международной деятельностью, но всегда работала и работает, реализуя свои уставные цели в формате Центра воспитательных проектов. Мы уверены в том, что такая форма деятельности общественной организации как разработка и реализация воспитательных проектов нужна и способствует решению проблем создания гражданского общества в России. Михайлова Любовь Михайловна - Председатель Правления СРОО "Ассоциация друзей Франции", автор и руководитель проекта "Традиции празднования Нового года и Рождества"
2.
Сокращения: 3. Имена всех участников проекта с описанием их вклада в проект находятся на сайте СРОО АДФ "Сотрудничество и взаимопомощь" www.adf-sar.narod.ru |
©
2004-2007 Ассоциация друзей Франции
|
Благодарим за помощь кафедру информатики ПИ СГУ |